...

Безударные гласные в корне слова упражнения для тренировки

Записать предложения под диктовку. К выделенным словам с безударной гласной подобрать проверочные и поставить ударения.

1) 3ачастили дожди, и на даче стало тоскливо.

2) Я отворил калитку и обежал вокруг дома.

3) Санька подпоясался и стал примерять отцовскую фуражку.

4) Девочка побежала к речке полоскать белье.

5) Старик медленно жевал хлеб и запивал его квасом.

6) Мотор затрещал, потом постепенно стал затихать.

7) Чайник накалился, распаялся и стал протекать.

8) Я отворил дверь, и луч прожектора ослепил меня.

9) Буря не утихала: деревья скрипели и трещали, удары грома сотрясали землю.

На более позднем этапе полезно проводить работу со словами, в которых несколько безударных гласных, проверяя каждую из них: нагромождать – огромный – громоздкий.

Проголодался, остепенился, опередить, критиковать, клокотание, молотить, безлошадный, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился, лепетать, обязательный, щекотать, хлопотать, медицина, огонек, тяжелеть, вечерело, рокотать,’ облокотился, торговать, трепетать, озеленение, говорить, хохотать, приспособление, защебетали, грохотанье, удесятерить.

Учащиеся старших классов обычно не ошибаются там, где безударная гласная проверяется легко. Их. затрудняют слова с неясной этимологией. В этих случаях следует выяснять не только правописание слова, но и его происхождение. Предлагаем слова, над которыми следует систематически работать.

Баюкать, обаятельный – баять; благодарить – благо, дар; приближаться, близнецы, близорукий – близко; возразить, заразить – раз, сразу; до свидания – видеть; жилец, жилище, оживиться – жить; обличить – облик, лик; корыто, кора – корка; ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик; насекoмoe – насечка; напряженный – упряжь, пряжка; неутомимый – томный, истома; осведомить – ведать; ошеломить шлем (шелом); осенить – сень; изображать – образ; племянник – племя; преобладать, овладеть, владыка – власть; вспорхнуть, порхать, порошок, пороша – порох; подчиненный, чиновник – чин; перчатка – перст; плашмя – плаха; сумеречный, смеркаться – меркнуть; сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий; подлинный – той же длины; смекалка – намек; сокровенный – сокровище; втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо.

Еще чаще встречаются ошибки в словах с непроверяемыми безударными гласными. К сожалению, большинство учителей только указывает на существование таких слов, но не обращается к ним достаточно часто, а ‘Это как раз слова, которые требуют систематической работы. Словарная работа здесь необходима потому, что учащиеся не только неправильно пишут эти

слова, но и не всегда понимают их значение.

Приведем несколько упражнений. (При выполнении этих упражнений – учащиеся пользуются словарями.)

1. К каждому из данных существительных подобрать синоним, затем образовать глагол, с которым составить словосочетание ( «глагол + существительное» ): аплодисменты (рукоплескания) – аплодировать чтецу.

Аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. К каждому из данных слов подобрать синоним, затем образовать прилагательное, с которым составить словосочетание (<<прилагательное + существительное»): аналогия (cxoдство) – аналогичный случай.

Апатия, гуманность, интенсивность, оптимизм, пессимизм, реакция, скептицизм, традиция, прогресс, принцип, интеллект.

3. К каждому, из данных слов подобрать синоним, затем образовать существительное, прилагательное или причастие и составить с каждой частью речи предложение: гарантировать (ручаться), На телевизор дают гарантию. Гарантийный срок кончился.

Демонстрировать, фантазировать, симпатизировать, мотивировать квалифицировать, концентрировать.

4. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения: альманах-сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, деликатный, дифирамб, инициатива, идеализировать, интеллигентный, компетентность, олимпиада, реагировать, ситуация, спартакиада, универсальный, фестиваль.

Особую группу составляют слова с безударными чередующимися гласными. Учащиеся должны четко знать эти корни и правила, которыми определяется их правописание.

При повторении безударных гласных полезно включать в упражнения и слова с чередованием чтобы учащиеся их не смешивали.

1. Подобрать парное слово с чередующейся гласной, составить с ним словосочетание: соберу – собирать грибы, пловец – плавучий дом отдыха.

Загорелый, обмакнуть, прикосновение, произрастать, отскочить, вырастет, предполагать, озарять, приросли.

2. Разобрать по составу.

Безотлагательно, предположение, водоросли, расположившись, растительность, произрастать, поравняться, наставление, внимательный, отскочила.

3. Подобрать к данным словам однокоренные с чередующейся гласной, составить с ними словосочетания: выровнять-уравнять в правах, уровень воды, решить уравнения, равняться па лучших, поравнялся со мной.

Предположить, вырастать, озарять, прикосновение, обгореть, проскочить, поднимать.

4. Вставить пропущенные буквы.

Непром…каемыЙ плащ, несг…раемыЙ шкаф, изб…рательная кампания, преклонный возр…ст, предрол…гает встретиться, выр…щенное дерево, испортилась г…релка, прор…стание семян,

костер разг…рается, распол…жились на траве, пром…кательная бумага, разр..внять грядку,

прик…сновение обж…гает, предпол…жение отп…дает, выск..чил из зар…слеЙ, з…ря зан..мается.

5. Предложения для объяснительного диктанта на чередование гласных.

1) Горит восток зарею, новой. Уж на равнине по холмам грохочут пушки (П.).

2) Равняясь, строятся ПОЛКИ (П.).

3) От зари алый свет разливается (Ник.).

4) Мы с Павлом прибрали мастерскую. а вечером меня заставляли растирать краски (М.Г.).

5) Зарница начинала ярко блестеть на востоке (Л.Т.).

6) Сердце.в ней, замерло, когда гoсyдapь заперся с ее отцом (П.).

7) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза (Ч).

Если учащиеся четко представляют, в каких корнях происходит чередование полногласных и неполногласных сочетаний,

то можно использовать еще один прием проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием: голосистый – безгласный (оло-ла).

Предлагаем еще задания для тренировки.

1. Подо6рать слово с полногласным или неполногласным сочетанием, подчеркнуть чередующиеся буквы:

а) Охлаждать, преграждать, возглавлять, разоблачать, охранять,привлекать, превратился, поздравление, драгоценный;

б) голос, холодно, поздороваться, гражданин, Володя, посторониться.

2. К данным словам подобрать однокоренные с полногласными и неполногласными. сочетаниями: провозглашать (голос, возглас, согласование, глашатай, голосовать, отголосок, оглашать, голосистый, nриглашение,6езголосый, голосование, голосовой).

Безоблачный, чередовать, ворота, холод, страна, город, голова, краткий, молодость, хранить, превратить.

3. Разобрать слова по составу, подчеркнуть полногласные и неполногласные сочетания.

Всесторонний, безнравственный, насторожиться, заграждение, кратчайший, главенствовать, поздороваться, превратиться, голосование, горожанин, распространять, поздравить, древонасаждение, середина, подбородок, младенец.

4. Проверить безударные гласные двумя способами: холодок-холод, холодный, прохлада.

Голова, молодой, деревцо, бережок, сторона, золотой, горожанин.

5. Составить предложения с данными словами.

Городской – гражданский, влачить – волочить, краткий – короткий, странный – посторонний, головной – главный.

Чтобы повторить все способы проверки безударных гласных, можно предложить учащимся обобщающее задание. Из данных ниже словосочетаний и предложений выписать:

1) слова, в которых безударная гласная проверяется ударением (к ним подбирается проверочное слово и ставится ударение);

2) слова, в которых происходит чередование гласных (к этим словам подбирается пара с чередующейся гласной);

3) слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (к ним также подбирается пара с полногласием или неполногласием).

а) Притворить дверь, дождь утихает, ослепительный свет, очаровательный вид, внезапный гром, пятнистый тигр, предполагаемый срок, удобрять землю, разъяренный зверь, преодолеть трудности, выровнять край, промокательная бумага, скаковая лошадь, низкие берега.

б)

1) Тёма помогал загорелым рыбакам расстилать сети.

2)Река протекала в густых зарослях.

3) Со стороны Волги слышалось то нараставшее, то затихавшее грохотанье.

в)

1) Средь полей необозримых в небе ходят без следа облаков неуловимых волокнистые стада (Л.,).

2) Томленье страшное разлуки мой стон молил не прерывать(П).

3) Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали (Л.).

4) Необозримое поле блестит мокрой зеленью, расстилается до самого горизонта, в него упирается линия ярко-зеленой межи (Л. Т.).

5) Меня пробирала дрожь и начинало клонить ко сну (11. Т.).

6) Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся их стройных стволов (Т.).

7). Мать тщательно собирала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сжигала йх (М. Г.).

8) Три дня у Ниловны дрожало сердце, замирая каждый раз, как она вспоминала, что в дом придут какие-то чужие люди (М. Г.).

9) Порою Софья, гибко наклоняясь, срывала полевой цветок и легким прикосновением тонких быстрых пальцев любовно гладила дрожащие лепестки (М. г.). 10) Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал вытирать снова (М. Г.).

загрузка...

Комментарии закрыты.