...

Безударные гласные в корне слова

Самые распространенные и устойчивые ошибки – это ошибки на правописание безударных гласных. Их учащиеся допускают вплоть до окончания школы, поэтому при работе над этой темой нельзя ограничиться часами, предусмотренными программой. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивый навык правописания безударных гласных.

Научить простому правилу подбора родственных слов – еще не значит научить писать безударные гласные без ошибок. Трудность заключается в том, что у учащихся не хватает запаса слов, который бы помог им быстро найти проверочное слово. Кроме того, они не всегда умеют разобрать слово по составу, выделить корень, чтобы затем правильно подобрать родственные слова.

Ниже мы рекомендуем некоторые приемы работы, которые может использовать учитель.

1. Следует приучать учащихся из каждой работы выписывать на полях слова с безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова.

2. Учащиеся должны вести словарики трудных слов, куда они будут записывать слова и их значения.

3. Правописание трудных слов должно закрепляться на каждом уроке.

4. Еженедельно следует проводить небольшие словарные диктанты.

5. В классе должны систематически вывешиваться таблицы с трудными словами.

В IV-V классах – упражнения строятся на сравнительно простом словарном материале, дальше материал усложняется.

Остановимся прежде всего на приемах проверки безударных гласных.

1. Проверка безударной гласной путем подбора формы того же слова.

у существительных изменить число: толпа – толпы, паруса – пару у прилагательных заменить полную форму краткой. босой – бос, нагой – наг, счастливый – счастлив.

у глаголов: а) изменить число: хожу – ходим; б) изменить время: варил – варит, показал – покажет, привязал – привяжет) изменить род (у глаголов прошедшего времени): принесла – принес, отвела – отвел, спасла – спас.

Проверяя безударную гласную в глаголе, нужно иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы

с суффиксом -ыва- (-ива-), так как у них происходит чередование (с) – а. Таким образом, слово опоздать проверяем наречием поздно, а не глаголом опаздывать и слово разбросать – глаголом бросить, а не разбрасывать.

Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов.

1. Подобрать проверочное слово – существительное: поспевать – спешка, извинение – с повинной.

Укоренился, взволновался, присягать, попросил, разъяренный, отяжелеть, отвинтил, очаровать, приспособление.

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное: наполнялся – полный, омрачать – мрачный.

Наслаждение, пренебрежительный, нищета, таинственный, пехота, смягчить, просочиться, приближался, удивление.,

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное: потихоньку – тих, освежиться – свеж.

Дикарь, робеть, расхрабрился, старушка, поскорее, потемнел, выполнение, натощак, ободрять.

4. Подобрать проверочное слово – глагол: грядущий – грянул, скопившийся – скопит, запах – пахнет.

Доказательство, хвала, управление, протекающий, иссякать, каток, продолжение, угасающий, привлекательный, исчезать.

5. Подобрать проверочное слово – наречие: сплошной- сплошь, промелькнул – мельком.

Унижение, объяснять, распрямился, частокол, оживился, удовольствие, укрепился, унижение, стеснительный.

Проверка безударной гласной путем подбора сложносокращенных слов (в некоторых словах гласная не стоит под ударением, но слышится ясно).

Бригада – комбриг, батальон – комбат, бассейн – Донбасс, ветеринар – ветлечёбница, велосипед – велозавод, дивизия – комдив, информация – информбюро, корабль – линкор, корреспондент – юнкор, рабкор, команда – главком, комитет – учком, местком, комиссар – военком, магазин – продмаг, универмаг, машина – Уралмаш, министерство – Совмин, натуралист – юннат, организатор – комсорг, физорг, промышленность – пищепром, пропаганда – агитпроп, ремонт – ремконтора, революция – ревком, специалист – спецодежда, санаторий:- санврач, факультет – литфак, хозяйство – колхоз, завхоз.

Необходимо обратить внимание учащихся на 10 гласных русского алфавита только а, е, и, о, затруднения в правописании.

Далее работа может проходить следующим образом. учащиеся делят лист тетради на 5 частей, в каждую пишут из этих гласных, а затем выполняют задания.

1. Разнести по графам данные ниже слова с безударными гласными в корне, подобрать к каждому проверочное слово, проставить ударение и с проверочным словом составить словосочетание (возможен другой вариант задания: выборочно записать слова только на определенную безударную гласную).

Уронить, разливать, появление, повалился, умолкать, извините, чертеж, потрясение, новизна, различать, население, оглянулся, забастовка, строжайший, хотелось, растерзать, зявисть, клевать, снаряжение, распластаться, впрягать, достижение, торговать, жилище, плеснуть, осаждать, помещение, лишение, снегирь, фильтровать, оскорбительный, предвещать, встречать, растолковать, зачерпнуть, борьба.

2. Подобрать (кто больше?) слово на каждую из безударных гласных, найти проверочное слово, проставить ударения.

З. Выписать из данных ниже слов существительные с безударной о, наречия с безударной и, прилагательные с безударной а, глаголы с безударной е и я. Поставить ударения, найти проверочное слово, с которым составить словосочетания.

Поглощение, пограничный, привязать, сочетать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке,. расстегнуть, изменился, солонка, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются в быстром определении частей речи, что необходимо для выработки навыка грамотного письма.

Выработке устойчивого навыка правильного написания безударных гласных способствуют и такие задания.

1.Проверить безударную гласную любым способом: воплощать – плоть, восхитительный.- предвосхитить.

Покровительство, обосновать, дробление, повторение, стеснительный, удовольствие, оскорбить, накопить, отдохнуть, растерзать, промежуток, паслись, сочетание, показать, тропинка, качаться, схватить, обрамление, благодаря, периодический; винтовка, увлечение, грядущий, владеть, остолбенеть, увековечить, сопротивление, -окопаться, опровергать, закоренелый, лишить, впечатлительный.

2. Проверить безударную гласную, подобрав возможно больше однокоренных слов: оглянулся – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает; изнеможение – изнемочь, может, возможный.

Различать, неизъяснимый, узнавать, пожалеть, впечатление, закабалить, протяжение; соединиться, извинение.

3. К данным словам подобрать однокоренные с безударной – гласной: пища – питание, питомник, питомец, воспитать; пачка – упаковка, пакет, запаковать.

Знак, лица, видеть, близко, тихо, тянет, дар.

4. Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть:

Пренебрегать, распределение, оценить, объяснение, одаренный, наводнение, посторониться, управляет, распорядился.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых, сходные по звучанию, но различные по смыслу, учащиеся смешивают. Сопоставление этих слов, разбор их по составу, запись в словарики, составление таблиц помогают учащимся овладеть их правописанием.

загрузка...

Комментарии закрыты.