Частицы отличие НЕ от НИ вторая часть

После того как школьники научатся четко разбирать предложения с не и ни в указанных значениях, можно перейти к случаям более сложным, в частности познакомить их с утвердительными предложениями, содержащими двойное отрицание: Не могу не говорить об этом. Нельзя не поделиться своим счастьем.

Правописание таких предложений вызывает затруднения, поэтому нужно выполнить несколько упражнений, чтобы ученики научились узнавать двойное отрицание в тексте.

1. Переделать предложения, употребив сказуемое с двойным отрицанием: Мы радуемся вашему успеху. — Мы не можем не радоваться вашему успеху.

1) Я любовался открывающимся пейзажем. 2) Мы говорили о том, что нас тревожило. 3) Необходимо выполнить наши обязательства. 4) Пришлось взяться за работу немедленно. 5) Он подчинился приказу. 6) Я рассказал вам обо всем.

Обращаем внимание учеников на то, что в первой части составного сказуемого могут быть не только слова не мог, нельзя, но и невозможно, нехорошо, не посмел и др.

Предлагаем сопоставить предложения: Он сюда не приедет, не решится. — Он не решится не приехать. В первом предложении не — отрицание. (Приедет? — Нет. Решится? — Нет.) Опустим отрицательные частицы, и смысл предложения станет противоположным (Он сюда приедет, решится).

Во втором предложении перед нами двойное отрицание, имеющее утвердительное значение (не решится не приехать — приедет).

2. Придать следующим предложениям утвердительное значение путем введения двойного отрицания.

1) Он не смеет и поэтому ничего не расскажет. 2) Он не решился и не пошел на экзамен. 3) Он не был у меня вчера и не мог быть. 4) Она не может говорить об этом и не говорит. 5) Она не хотела и не сдержала данного слова. 6) Он не приедет, не поблагодарит. 7) Они не знали и не могли знать об этом.

3. Записать под диктовку.

1) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика (П.). 2) Нельзя не любить отечество, какое бы оно ни было (Бел.). 3) Широта его интересов не могла не изумлять меня (М. Г.). 4) Перебирая в памяти событие за событием, она не могла не признать, что в словах сестры немалая доля истины (Пол.). 5) Ей [Ольге] как будто было досадно, что она не может не засмеяться (Гонч.). 6) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, он не мог не обратить на нее внимания. 7) Бродя целыми днями по городу, Гаврик не мог не чувствовать приближения событий (В. Кат.).

Надо использовать и предложения, в которых повторяется двойное отрицание; без тренировки учащиеся не всегда узнают его в тексте,

1) Викентьев не мог не засмеяться и не заплакать, когда смеялись и плакали другие (Гот.). 2) Она не могла лечь спать, не сходив перед этим к старику Попкову и не узнав, не пришло ли за последние дни какого-нибудь еще не пересланного ей письма (Сим.). 3) Дмитрий не мог не выйти на улицу, не пройтись из конца в конец уснувшим без огонька, без шороха зимним селом (Сол.). 4) Как бы поздно среди ночи он ни приходил с работы, ни разу не позволила она себе не- встать ему навстречу (Г. Н.).

Далее можно перейти к конструкциям, содержащим специфические слова и обороты с не.

Утвердительное значение имеют восклицательные и вопросительные предложения с оборотом только не: Куда он только не обращался! (обращался всюду); Где я только не воевал! (воевал везде); Какие только мысли не приходят в голову! (всякие мысли приходят в голову).

Такие предложения обычно затрудняют учащихся, особенно когда частицы только в предложении нет, но она лишь подразумевается: Кто не восторгался величественной красотой леса? Кто не читал сказок Пушкина?

Полезно разобрать такие предложения.

1) Каких только стран он не повидал, в каких морях не плавал!

2) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не зашелестит ласковых слов, чудных сказов (Сол.).

3) Где не бывал он, по каким дорогам не ходил (Т.).

4) Каких предметов и каких курсов он не слушал (Г.).

Теперь можно уже включать в упражнения предложения, которые содержат все случаи утверждения.

1) В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая (Л.).

2) Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут (Г.).

3) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал (Фед.).

4) И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройду я троне, друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве (В. Г.).

5) Чего не вспомню я! Какие меня мечты не посетят (Т.).

6) Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука (Ч.).

7) В каком бы я ни был далеком краю, какой бы ни шел стороной, я вижу родную столицу мою (Исак.).

Ошибаются учащиеся в написании сочетаний не один, ни один; не раз, ни разу. Им надо показать, что не в этих сочетаниях — полное отрицание, к нему можно подобрать противопоставление: не один, а много; не раз, а два.

Ни можно заменить даже, и, выпустить из предложения: Я не раз ходил на охоту, но ни разу не вернулся с добычей.

Я не раз (а много раз) ходил на охоту, но ни разу (даже разу, и разу) не вернулся с добычей.

Для закрепления можно использовать примеры.

Не одна книга была прочитана за лето. Ни одна книга не была прочитана с таким интересом. Не одна во поле березонька стояла. Ни одна береза еще не распустила своих листьев. Я не раз бывал на Кавказе. Я ни разу не был в Крыму. Вы ни разу не зашли ко мне. Вы не раз бывали в наших местах. Я не раз ему помогал. Он мне ни разу не отказал в помощи.

Комментарии закрыты.