числительное

Чтобы разобраться в правописании числительных, учащиеся должны прежде всего научиться различать разряды числительных по составу: простые, сложные и составные — и по значению: количественные (обозначают целые числа, собирательные, дробные, и порядковые. Разряды числительных полезно представить в таблице.

Таблицу следует использовать при выполнении различных упражнений, начиная с самых простых, классификационных и вплоть до упражнений, завершающих изучение темы .

1. Записать числительные словами, распределив их в три столбика (простые, сложные, составные).

6,8, 12, 50, 800, 100, 139, 23, 17,58, 118, 250, 1963,31

2. Образовать порядковые числительные от количественных. 5, 9, 19, 36, 880, 567, 2763, 500.

3. Заполнить все графы таблицы числительными: включающими корни 3, 4, 6, 7, 8, 9.

4. Написать числительные с мягким знаком в середине и в конце.

5. Из данного текста выписать словосочетания с числительными и определить их разряд (пользуясь таблицей).

о насекомых

Самый многочисленный отряд обитателей земного шара насекомые. Ученые подсчитали, что на небольшом деревце живет около семисот тысяч насекомых. На одном квадратном километре суши больше насекомых, чем людей на всем земном шаре.

В древнем мире было известно всего 450 видов животных, а теперь ученые знают только насекомых больше 800 тысяч. Имеющиеся 90 тысяч видов бабочек, 23 тысячи видов жуков дровосеков.

Все вы, наверное, видели тлю, крошечное существо не более 2 миллиметров. Кажется, кому она мешает, но тля дает потомство от 13 до 18 поколений в один год, а в каждом поколении до 100 «детишек». Уже в пятом поколении десять миллиардов! А в восемнадцатом! Тля питается соком растений. Если бы выжило потомство только одной тли, на земле не осталось бы ни одной травинки.

Потомство одной мухи к концу летает доходит до 5 триллионов. Личинки некоторых видов мух за одни сутки съедают пищи в 200 раз больше, чем весят сами. 400-500 гусениц могут уничтожить всю листву на дереве пятнадцатилетнего возраста. Чтобы бороться с вредными насекомыми, нужно их знать.

(П. Ю. дмитриеву.)

Чтобы учащиеся не смешивали простые числительные со сложными, следует остановиться на происхождении некоторых числительных. Учащиеся должны знать, что — дцать — это сокращенное десять (один на десять = один – на — дцать), которое являeтcя в этих числительных вторым корнем. Девяносто, пятьсот — тоже сложные слова.

Числительное сорок когда-то было существительным и обозначало мешок, в котором помещалось 40 соболиных или беличьих шкурок (набор на шубу). Этот мешок был денежной единицей.

После того как учащиеся научатся определять разряд числительных, следует перейти к склонению количественных числительных, обозначающих целые числа. Для этого предлагаем им составить таблицу.

Комментарии закрыты.