Действительные причастия настоящего времени

Образование действительных причастий настоящего времени не затрудняет учащихся. Если хорошо усвоено правила глаголов I и I I спряжений, то они довольно легко глагольные окончания 3-го лица единственного числа суффиксами причастий. Чтобы еще раз напомнить учащимся, что действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, полезны такие упражнения.

1. Указать вид и спряжение глаголов, где возможно, образовать действительное причастие настоящего времени.

Обидеть, бояться, посеять, идти, грузить, удержаться, везти, возненавидеть, позаботиться, щебетать, успокоиться.

2. Указать спряжение глаголов, образовать от них причастия и к причастиям подобрать существительные: колебаться (I спр.) —колеблющийся маятник.

а) Шептать, пилить, полоть, тащить, ставить, возить, хвалить, плакать, дремать, гнать, торопиться, хлопотать, катиться, лепетать, бороться, значить, реять, прятаться, вертеться, сеять, слышать.

б) Колоться, противоречить, видеть, теплиться, ныть, портиться, пениться, резать, двигаться, плескаться, скакать.

3. Найти глаголы, от которых образованы данные причастия, указать их спряжение.

Значащийся, мыслящий, зависящий, участвующий, держащийся, трепещущий, пахнущий, веющий, готовящийся.

4. Образовать причастия от сходных по звучанию, но различных по смыслу глаголов.

Ехать, ездить; брюзжать, брызгать, брезжить; бродить, брести; лазить, лезть; таять, таить.

5. Из данных словосочетаний выписать в один столбик причастия, в другой прилагательные.

Горящая лампа, горячая печка; стоячее болото, стоящие пассажиры; пахнущий цветок, пахучая жидкость; дремучий лес, дремлющий ребенок; плачущая девочка, плакучая береза.

6. К каждому существительному подобрать причастие и прилагательное: волны огромные, бушующие.

Осень, заря, тропинка, прохлада, рожь, поля, тучи.

Часто в правописании действительных причастий настоящего времени встречаются ошибки типа «падующий» снег, «думующий» мальчик. Для предупреждения этих ошибок необходимо разобрать причастия по составу и показать последовательно их образование: пад-а-ть — пад-а-ют — пад-а-ющ-ий (окончание 3-го лица глагола -ют заменяется суффиксом причастия -ющ, а гласная а сохраняется). Предупредить эти ошибки можно с помощью следующих упражнений.

1. От данных глаголов образовать 3-е лицо настоящего времени, а затем действительное причастие настоящего времени, составить словосочетания.

Бегать, думать, слушать, капать, вздрагивать, оканчивать.

2. Найти неопределенную форму глагола, от которого образовано причастие.

Бегающий мальчик, покачивающийся маятник, прыгающий кузнечик, двигающийся поршень, пронизывающий ветер, водоплавающая птица, выращивающий рассаду.

Комментарии закрыты.