Краткие страдательные причастия

Одним из трудных разделов в изучении причастий является правописание кратких причастий и умение отличить их от кратких прилагательных. Приступая к изучению этой темы, необходимо повторить правописание кратких прилагательных, оформить записи в виде таблицы. Затем учитель продолжит ее, объясняя новую тему. В конце урока таблица примет такой вид:

Учащиеся видят, что в кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткое страдательное причастие всегда пишется с одним н.

Однако дело не в самом правиле, оно усваивается довольно легко, дело в том, что учащиеся не всегда умеют отличить краткое прилагательное от краткого причастия. Вот этому их и нужно научить.

Учащимся известно, что прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -они- образуются только от существительных, а причастия — только от глаголов; причем страдательные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов переходных и почти всегда совершенного вида.

Поэтому, чтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, нужно и те и другие сделать полными, а затем найти слово, от которого данная форма образована, например: стены оклеены — оклеенные— оклеить (глагол), бойцы мужественны—мужественные — мужество (существительное).

Этот материал закрепляем на таких упражнениях.

1. Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция — операция болезненна (болезнь); вспаханные поля— поля вспаханы (вспахать).

Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, единые требования, оставленные вещи, развеянные сомнения.

2. В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.

Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.

3. Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно — краткие; с полными составить предложения.

Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны.

4. Из данных словосочетаний построить предложения. В качестве сказуемого употребить сначала краткое причастие, а затем краткое прилагательное: пустынные слабо освещенные улицы — Пустынные улицы слабо освещены. Слабо освещенные улицы пустынны.

1) Потерянные ценные вещи.

2) Внезапно разбуженные полусонные ребята.

3) Выученные трудные уроки.

4) Бесчисленные запутанные следы.

5) Мужественные овеянные славой герои.

5. Комментированное письмо.

1) Пустыня таинственна и безжизненна, пока не разгаданы ее тайны.

2) Торжественна и загадочна тишина леса.

3) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля.

4) Все эти книги прочитаны длинными бессонными ночами.

5) Все были захвачены и потрясены его искренней пламенной речью.

6) Многочисленные северные острова затеряны в ледяных просторах.

7) Мне была подарена шкатулка, оклеенная диковинными ракушками.

8) Наташа была равнодушна, сдержанна и как будто рассеянна.

Учащиеся ошибаются не только в написании нн и н в прилагательных и причастиях; часто приходится встречаться с ошибочным написанием гласной перед н в кратких причастиях (засеян, увенчан, успокоен) и в некоторых прилагательных единственного числа мужского рода (опасен, строен).

Чтобы не ошибиться в правописании этих орфограмм, учащиеся должны краткую форму заменить полной и по ней определить часть речи. Если это причастие, то у него в краткой форме сохраняется та же гласная, что и в полной (засеянный — засеян, увенчанный — увенчан, успокоенный — успокоен), если это прилагательное, то в краткой форме мужского рода единственного числа у него появляется беглое е (ясный — ясен, стройный — строен, опасный — опасен, душный — душен, знойный — зноен).

Учащиеся также часто смешивают краткую форму прилагательного слышен (слышна, слышно, слышны), образованную от полной формы слышный, с кратким причастием услышан (услышана, услышано, услышаны), образованным от причастия услышанный.

Полезно обратить внимание учащихся и на то, что от прилагательного достойный краткая форма будет достоин, а удостоен — краткое причастие, образованное от глагола удостоить.

Комментарии закрыты.