Местоимение

Ошибки в правописании местоимений появляются главным образом потому, что учащиеся не узнают в тексте местоимений, смешивают их разряды, особенно в тех случаях, когда при склонении изменяется корень (я — меня, ты — тебя). Заучивание разрядов по начальной форме местоимений не дает желаемых результатов до тех пор, пока учащиеся не научатся подбирать начальную форму к косвенному падежу любого местоимения, которое встречается в тексте. В учебнике предлагается составить таблицу разрядов местоимений в конце темы, однако опыт показывает, что составлять таблицу полезнее параллельно с изучением разрядов. Учащиеся должны подготовить в тетради для таблицы лист, разграфленный на 9 частей по количеству разрядов местоимений, и заполнять графы по мере изучения темы, тогда таблица будет всегда перед глазами учащихся в качестве наглядного пособия.

Остановимся на отдельных разрядах местоимений. Учащиеся не всегда различают определительные местоимения сам и самый, особенно в косвенных падежах. Эти местоимения следует сопоставить, обратив внимание на место ударения в них и значение: Лодка перевернулась, и самого рыбака удалось спасти лишь у самого берега.

Можно предложить учащимся подобрать к существительным с предлогом местоимения сам и самый и составить с ними предложения: над задачами — Бился над самыми трудными задачами. Над самими задачами я просидел долго. С заданием, к теме, о вопросе.

Притяжательные местоимения в косвенных падежах учащиеся часто смешивают с личными местоимениями. Этого можно избежать, если учащиеся научатся правильно подбирать начальную форму местоимений. Например: Приглашаем вас и ваших товарищей в поход (вы, ваши). Нам и нашим друзьям было очень интересно в лагере (мы, наши).

Кроме того, следует помнить, что личные местоимения употребляются вместо существительных и отвечают на падежные вопросы (кому?—тебе, нам, вам). Притяжательные местоимения склоняются как прилагательные и отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? (чьему? — твоему, нашему, вашему).

Особенно важно для правописания научить ребят различать, когда местоимения 3-го лица (его, ее, их) являются личными, а когда они употребляются в качестве притяжательных местоимений для обозначения принадлежности. Надо показать, что в косвенных падежах к личным местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется н, у притяжательных местоимений наращения н не бывает.

Сопоставим эти местоимения: Мы получили письмо от них и от их друзей. Я радуюсь за него и за его семью. У нее и у ее сестры, была прекрасная библиотека.

Разбирая и анализируя эти примеры, учащиеся должны запомнить,

что если местоимение притяжательное, то:

1) в предложении оно является определением и может быть опущено, так как предлоги от, за, у относятся не к местоимению, а к стоящему, за ним существительному:

от их друзей, за его семью, у ее сестры ;

2) предлог при местоимении можно переставить: от друзей их, за семью его, у сестры ее;

3) между местоимением и существительным можно вставить слово: от их (больших) друзей; за его (любимую) семью; у ее (родной) сестры.

Если же предлог относится к местоимению и без него предложение не имеет смысла, то это местоимение личное. Только личные местоимения имеют наращение н: получил привет от них; радуюсь за него; мы были у нее.

У местоимений с предлогами, требующими дательного падежа, наращения н не бывает: навстречу ему, благодаря им, наперекор им, вопреки ей и др.

Правописание неопределенных местоимений с -то, -либо, нибудь -, кое- полезно сопоставить с правописанием местоимений с частицами же, ли, бы, например: Что бы ни случилось, кое- что можно будет сделать. Кто же все-таки поедет? Все ли чем- то заняты?

Мы не останавливаемся здесь на правописании местоимений с предлогами и на правописании не к ни с местоимениями, так как об этом говорится в главах «Предлоги» и «Не с различными частями речи».

Комментарии закрыты.