Наречие

Прежде чем приступить к изучению правописания наречий, следует научить школьников быстро узнавать их в тексте. А для этого нужно знать, что наречия образуются от различных частей речи, что, будучи неизменяемыми, они не имеют окончаний, что бывшие окончания тех частей речи, от которых образовались наречия, превратились в суффиксы.

Полезно также повторить сведения о способах словообразования, постоянно проводя разбор наречий по составу. Это поможет учащимся установить происхождение данного наречия и правильно написать его. Например, в слове, позавчера ученики выделяют основу вчер(а) и две приставки по- и за-. Помня, что приставки зо- нет, они не допустят ошибки в этом слове. Выделив две приставки в словах исподлобья, исподтишка, они не сделают ошибок и в этих трудных наречиях.

Начинаем работу со следующих заданий.

1. Подобрать к глаголам все возможные наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? Указать, на какой признак действия указывает каждое из наречий: строить (как?) быстро, добротно, красиво, экономно (образ действия); (где?) близко, рядом, вдалеке, здесь, всюду (место); (когда?) зимой, сейчас, тогда, потом, всегда (время).

Работать, учиться, отдыхать, жить, бежать, появиться, бороться, отстаивать, читать.

2. Выделить в наречиях корень, определить, каким способом они образованы.

Втихомолку, вприкуску, вразбивку, вперегонки, издалека, вприсядку, нарасхват, беспощадно, безжалостно, беззаветно, беспрекословно, неподалеку, послезавтра, неугомонно, вперемежку, невдалеке, вприпрыжку, впотьмах, беспрепятственно.

3. Преобразовать данные словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетания «наречие + глагол»: интересный рассказ — рассказывает интересно.

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, яркий свет, напряженная работа, долгие странствия, толковый ответ, резкий удар, спокойный сон.

4. Выделить в тексте наречия, поставить к ним вопросы.

1) Легкий катер бросало влево, вправо, он стремительно уходил вперед, затем возвращался назад и вдруг снова исчезал.

2) Небо сплошь покрыто тучами, изредка вдалеке вспыхивает молния.

3) Совсем недалеко отсюда я случайно увидел белку.

4) Издалека отчетливо доносились раскаты грома.

5) Он изъездил страну вдоль и поперек.

6) Сегодня я нечаянно вдребезги разбил очки.

7) Направо и налево от дороги, вдали и вблизи зеленели озими.

8) Здесь накануне было собрание.

9) Избушка оказалась неподалеку, и мы налегке отправились к ней.

Чаще всего учащиеся смешивают наречия, образовавшиеся от слияния предлогов с именами существительными, прилагательными, числительными и местоимениями, со сходными сочетаниями предлогов с этими частями речи.

Выработке навыка их различения помогает таблица, в которой сопоставляются все эти части речи.

Комментарии закрыты.