НЕ с причастиями

Формулировку правила правописания не с причастиями учащиеся усваивают легко, но ошибки на это правило делают долго, даже в старших классах. Ошибки эти обычно бывают вызваны тем, что учащиеся продолжают смешивать определяемое и зависимое от причастия слова. Поэтому учитель прежде всего должен обратить внимание на правильное определение связи слов в предложении. Для начала полезно разобрать хотя бы одно предложение, например: С неуспевающими учениками проводились дополнительные занятия.

Находим причастие неуспевающими, определяемое слово — учениками, зависимого слова нет. Пишем не слитно.

Переделываем предложение: С не успевающими по математике (по какому предмету) учениками проводились дополнительные занятия.

Здесь появилось зависимое слово по математике — пишем не раздельно.

Можно перестроить предложение по-другому: С неуспевающими учениками проводились дополнительные занятия по математике. Здесь у причастия зависимых слов нет. Учащиеся убедятся в этом, выделив словосочетания: проводились занятия, занятия дополнительные, занятия по математике, проводились с учениками, с учениками неуспевающими.

Учащимся предлагается выполнить такие задания.

1. В данных предложениях опустить зависимые от причастия слова: В учебнике отмечены не решенные нами задачи.— В учебнике отмечены нерешенные задачи.

1) В тетрадях встречаются не исправленные учеником ошибки.

2) На столе возвышались стопки еще не проверенных тетрадей.

3) На перемене ребята обсуждали не решенную в классе задачу.

4) В нашем классе не было не успевающих по русскому языку учеников.

5) Не подготовившийся к уроку ученик отвечал плохо.

2. Устно подобрать к причастию различные зависимые слова! Я решил просмотреть непрочитанные газеты (за последние дни, еще, до сих пор, мною, вчера).

1) На краю села стоял недостроенный дом.

2) В непогашенном костре догорали угли.

3) Незалеченная рана часто беспокоила его.

4) Перед нами расстилались неубранные поля.

5) Нежные бутоны нераспустившихся цветов виднелись сквозь листву.

3. Глаголы заменить причастиями, составить новые предложения.

Картошку не выкопали. Эту историю писатель не выдумал.

Ответ не продумали. Студент не ответил. Бутон не распустился. Квартиру давно не ремонтировали. Дождь не прекращался.

4. От данных глаголов образовать сходные причастия и деепричастия с суффиксами -вш- и -вши-, поставить перед ними не и составить предложения: подняться — не поднявшийся в гору альпинист вернулся в лагерь. Не поднявшись в гору, альпинист вернулся в лагерь.

Полакомиться, устроиться, вернуться, поправиться.

Комментарии закрыты.