Образование временных форм в зависимости от вида глагола

Таблица составляется под руководством учителя и записывается на доске, а затем учащиеся переписывают ее в тетради. Для закрепления можно провести следующую работу: от данных пар образовать все возможные формы времени.

Утешать, утешить; уверять, уверить; бросить, бросать; забыть, забывать; опустить, опускать; сочинить, сочинять; умолить, умолять; выводить, вывести; посетить, посещать; выходить, выйти; выносить, вынести.

В процессе работы учитель задает учащимся вопросы: какие времена имеют глаголы совершенного вида? Какие времена имеют глаголы несовершенного вида? Какие глаголы не имеют настоящего времени? Какие глаголы не имеют будущего простого времени? Какие глаголы не имеют будущего сложного времени? Можно ли от одного и того же глагола образовать настоящее и будущее простое время? Будущее простое и будущее сложное?

В результате проделанной работы учащиеся смогут определять виды не только по вопросам, но и при помощи форм времени.

Рассуждать они будут примерно таким образом: «Если от глагола совершенного вида образуется будущее простое, а от глаголов несовершенного вида — настоящее и будущее сложное, можно сделать вывод, что глагол в будущем простом времени всегда совершенного вида, а глагол в настоящем или будущем сложном — несовершенного вида».

Вид глаголов в неопределенной форме можно установить, используя вспомогательный глагол буду. Если от неопределенной формы можно образовать будущее сложное (буду учить, буду строить), то это глагол несовершенного вида, если же будущее сложное образовать нельзя, значит, глагол совершенного вида (выучить, построить).

Глаголы прошедшего времени могут быть и совершенного и несовершенного вида. Для определения вида к ним можно прибавить слова часто, долго, всегда, указывающие на многократность, длительность действия. Эти слова сочетаются с глаголами несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают действие недлительное, однократное и с данными словами употребляться не могут. Зато к ним обычно можно подставить слова вдруг, сразу, указывающие на однократность действия. В заключение составляем таблицу, которая как бы подводит итог пройденному.

Комментарии закрыты.