Отличие предлогов от приставок

С предлогами и приставками учащиеся знакомятся еще в младших классах. Они хорошо знают, что приставка — часть слова и обычно пишется слитно, а предлог — часть речи и пишется раздельно. Однако им бывает трудно отличать предлоги от приставок, так как большинство приставок образовано от предлогов.

После того как в разделе «Словообразование» изучены приставки, полезно составить таблицу.

В работе с таблицей можно использовать различные задания.

1. Подобрать слова или словосочетания с предлогами, не имеющими парных приставок: вместо меня, для отца и т. д.

2. Подобрать слова с приставками, не имеющими парных предлогов: возражать, расколоть и т. д. (можно ввести в это упражнение элемент игры: кто больше слов подберет).

3. Составить словосочетания или предложения, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки: поход по местам боевой славы; дошел до метро пешком и т. д.

Далее остановимся на работе с предлогами и приставками при изучении частей речи.

При существительном могут быть приставки и предлоги. Сопоставим предложения: Проснулся от боя часов. — Отбоя еще не было; Уплачено за воз дров. — Начался завоз зерна.

Применяем правило, которым обычно пользуются в младших классах: если между предлогом и существительным можно вставить слово или поставить вопрос, то перед нами предлог:

С изменением приставки меняется значение существительного; отбой, — прибой, забой, убой; завоз, извоз, навоз, привоз, подвоз, провоз.

При склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.

Предлог не меняет значения слова, но при склонении существительного изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов); уплачено за воз дров (без воза дров, в возе дров, под возом дров, к возу дров).

Для закрепления можно выполнить задания. >

1. Сопоставить предложения и объяснить, где предлог, где приставка.

1) У него плохое настроение. Посмотри на строение этого лепестка.

2) При соединении проводов произошло замыкание. Присоединение проводов здесь нежелательно.

3) Все зависит от правления завода. Отправление поезда в 3 часа.

4) Желаю товарищам удачи. Мы встретились в лесу у дачи.

5) Образовался какой-то нарост. Обратите внимание на рост этого человека.

6) Над стройкой развевался флаг. Он занялся надстройкой дома.

7) Бочка без дна. Здесь бездна интересного.

8) Из подноса мы сделали кормушку для птиц. Из-под носа у немцев партизаны угнали обоз.

9) Вдруг из-за бора показались танки. Из забора вытащили несколько кольев.

2. Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.

Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка, без хитрости, без системы, без дороги, без заботы, без воли, без плана, без пощады, без конца, без пользы, без страха, без вкуса, без помощи, без сил.

3. Выборочный диктант. Учащиеся записывают отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.

1) Жильцы внесли плату за воду.

2) С задачей я справился легко.

3) У этой книги интересное название.

4) Заводу требуются рабочие.

5) За дачей виднеется лес.

6) Лесник на дереве сделал зарубку.

7) Над стройкой развевался флаг.

8) Наша организация занялась надстройкой дома.

9) Мой брат защитил. диссертацию на звание кандидата наук.

10) Ребенок нуждается в постоянном присмотре.

11) За рубку леса браконьеров привлекают к суду.

В отличие от существительных у прилагательных бывают только приставки, а предлоги, стоящие перед прилагательными, всегда относятся к тем существительным, с которыми согласуются эти прилагательные, например: без жизненного опыта, площадка при школьном дворе.

Если в этих предложениях прилагательное опустить, предложение не потеряет смысла (без опыта, при дворе); следовательно, предлоги относятся к существительным. У прилагательных же бывают только приставки (безжизненный взгляд, пришкольный участок).

Для закрепления предлагаем задания.

1. Обозначить приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке.

2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека.

3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет.

4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской.

5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

2. Составить предложения со словами.

Бессодержательного — без содержательного, без сильного — бессильного, без защитных — беззащитных, без полезного — бесполезного, без характерной — бесхарактерной.

3. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Перед глаголами не бывает предлогов, так как это несклоняемая часть речи, а только приставки, с которыми от глаголов образуются новые слова: написать, подписать, дописать, выписать. Это правило дети усваивают легко, но несколько упражнений выполнить необходимо.

1. Образовать с помощью приставок различные глаголы, составить словосочетания: дать — отдать долг, выдать зарплату, передать записку, задать уроки, придать важный вид, издать книгу, обдать кипятком, продать товары, подать ужин, сдать экзамен.

Постелить, расступиться, застегнуть, высыпать (можно ввести игровой момент: кто больше?).

2. Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Остановимся на правописании производных предлогов, которые образовались от -самостоятельных частей речи (существительных, наречий, деепричастий) и смешиваются с этими частями речи. На первых порах учащимся бывает трудно понять, что одно и то же слово может выступать то в роли значимой части речи (наречия, существительного, деепричастия), то в роли предлога. Но даже после того, как они осмыслят и усвоят это теоретическое положение, потребуется много упражнений, вырабатывающих навык быстрого различения этих частей речи.

Комментарии закрыты.