Следует остановить внимание учащихся на прилагательных, перешедших в существительные. В результате того, что учащиеся смешивают окончания прилагательных с окончаниями существительных, возникают ошибки типа: «с мороженом» (по аналогии с окном), «горючие» (вместо горючее). Они рассуждают так: «Если это существительное, то к какому склонению его отнести? А если это прилагательное, то как найти слово, то которого к нему можно поставить вопрос?» Необходимо показать учащимся, что слова эти хотя и перешли в существительные, но ни к какому склонению не относятся и склоняются по образцу прилагательных.
Останавливаем внимание учащихся на двух группах слов:
1) Прилагательные, которые могут употребляется в зависимости от контекста как прилагательные и как существительные: Рабочие давно ушли. Рабочие руки творят чудеса.
2) Прилагательные, которые перешли в существительные и употребляются только как существительные (жаркие, насекомое), сохранив окончания прилагательных. В предложении такие слова могут быть подлежащими и дополнениями.
Предлагаем выполнить задания.
1. Сначала выписать слова, употребляющиеся только как существительные, а затем слова, которые могут быть прилагательными и существительными.
Красный, борзая, высокий, умный, животное, мостовая, запятая, кладовая, рулевой, пирожное, ротный, конный, плясовая, набережная: горячее, дозорный, парикмахерская, пеший, накладная, комендантская, гостиная, караульный.
2. С данными словами составить по два предложения: Мы расставили столовую посуду. Семья обедала в столовой.
Мороженое, смелый, часовой, военный, посевная, рядовой, сладкое, больной, знакомый, легкие, ученый.
3. Данные слова поставить в родительном падеже, подчеркнуть окончание: служащий — служащего.
Холодное, рыжий, гончий, верховой, кормчий, городничий, зодчий, вестовой, вагоновожатый, прилагательное, существительное.
Притяжательные прилагательные на — ИН, — ЫН и -ОВ, -ев перешли в собственные имена существительные. Они обозначают. Й и географические названия. Затрудняет в этих словах правописание творительного падежа единственного числа: С Петей Ростовым, но: воевал под Ростовом;. с капитаном Тушиным, но: живет под Тушином.
Учащиеся должны запомнить, что названия населенных пунктов в творительном падеже имеют окончания существительных 2-го склонения: Ростов — Ростовом (как стол — столом), а имена собственные изменяются, как имена прилагательные.
1. Составить предложения, поставив существительные в творительном падеже единственного числа: Познакомился с поэтом, Львовым. Мы долго жили подо Львовом.
Город Калинин, Игорь Калинин. Летчик Бабушкин, город Бабушкин. Композитор Бородин, село Бородино. А. С. Пушкин, . город Пушкин. А. П. Чехов, город Чехов.
2. Следующие географические названия и фамилии поставить в творительном падеже единственного числа, составить словосочетания: Саратов — провел лето под Саратовом.
Тихвин, Тамбов, Куприн, Бунин, Репин, Федотов, Калязин, Мухин, Лисицын, Большов, Царицын.
в результате смешения окончаний прилагательных, перешедших в существительные, появляется еще одна ошибка: смешиваются окончания родительного падежа в похожих фамилиях, например: Толстой — Толстого, а учащиеся пишут «Толстова» (от Толстов).
Сопоставление этих форм поможет учащимся запомнить правило: фамилии на -ой склоняются, как подобные прилагательные, а фамилии на -ав, как подобные притяжательные прилагательные, например: Грязной — Грязного; Нагульнов — Нагульнова; Разметнов — Разметнова.
3. Поставить следующие существительные в родительном. падеже.
Дурнов, Пешков, Шацкий, Барский, Связнов, Чайковский, ,Маяковский.
4. Раскрыть скобки.
Комедия (Грибоедов), рассказы (Горький), басни (Крылов), картина (Маковский), выставка (Серов), портрет академика (Павлов), операция хирурга (Пирогов), магазин (готовое) платья, покое у (дальний) леса, мы (одинаковый) роста, спектакль (Товстоногов) .