Переходные и непереходные глаголы

Эта тема изучается в V классе и довольно трудна для пятиклассников. Умение определять переходность глаголов имеет большое практическое значение: от переходности, например, зависит образование причастий, а также правописание суффиксов е и и в ряде глаголов.

Остановимся на простейших случаях определения переходности. Чаще всего школьники испытывают затруднения потому, что неправильно находят слово, на которое направлено действие, обозначенное глаголом. Так, разбирая предложение:
На окне стояли цветы, учащиеся отвечают, что действие глагола стояли «переходит» на подлежащее цветы, и считают глагол переходным.

Для тренировки надо использовать предложения, в которых дополнение не всегда стоит непосредственно после глагола, а отделено от него другими словами.

1. Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.

2. Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.

1) Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.
2) В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.
3) В открытое окно врывался шум улицы.
4) Я вернул книгу, как только ее прочитал.
5) Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

3. Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.

1) Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.

2) Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков.

После того как учащиеся усвоят, что от переходного глагола всегда можно поставить вопрос винительного падежа без предлога, т. е. что он употребляется с прямым дополнением, можно показать, что все возвратные глаголы всегда непереходные (мыться, встречаться). Невозвратные глаголы могут быть и переходными и непереходными. Есть глаголы, которые могут быть только переходными (обессмертить имя, обесценить вещь) или только непереходными (обезуметь от страха). Но есть глаголы, переходность и непереходность которых определяется только в контексте, например:

Она прекрасно поет (нет прямого дополнения — глагол непереходный).
Она поет грустную песню (глагол переходный).

Для закрепления предлагаем выполнить несколько заданий.

1. Выписать из предложений глагол с существительным, на которое переходит действие, указать падеж.

Дождь льет весь день.— Осторожно, ты льешь воду на пол.
Я вижу плохо.— Я вижу надвигающуюся тучу.
Мальчик строгает на верстаке.— Он строгает доску.
Девочка искусно вышивает.— Она вышивает полотенце.

2. Выписать глаголы в три колонки:

а) глаголы, которые могут быть переходными и непереходными;
б) глаголы, всегда переходные;
в) глаголы, всегда непереходные.

3. С одним из глаголов каждой группы составить предложение.

Готовить, строить, обесславить, колоться, зависеть, обесцветить, выздороветь, обезвредить, стрелять, приближаться, одобрить, обезболить, состариться, обесценить, пояснить, развесить, склеить, трясти, обеспечить, ограничить, опротиветь.

После того как учащиеся научились определять категорию переходности, можно перейти к правописанию глагольных суффиксов е и и.

В непереходных глаголах пишется суффикс е: посинеть от холода.
В переходных глаголах— суффикс и: посинить белье.

Сопоставим глаголы, где эти суффиксы находятся под ударением. Такое сопоставление показывает, что подобные глаголы, имея разные суффиксы, относятся к разным спряжениям:
непереходные, оканчивающиеся на -еть, относятся к 1 спряжению, переходные, оканчивающиеся на -ить,— ко 2 спряжению.
Это наблюдение полезно использовать при определении спряжения глаголов, где чередующиеся гласные находятся в безударном положении. Глаголы эти главным образом с приставками о-(об-), обез-(обес-).

Таблицу спряжения этих глаголов учащиеся могут сделать уже сами.

Для закрепления можно составить предложения с глаголами

чернеть — чернить, леденеть — леденить, осиротеть — осиротить, ослабеть — ослабить, выздороветь — оздоровить.

Комментарии закрыты.