Правописание приставок

Эта тема требует периодического повторения, так как ошибки в правописании приставок повторяются у учащихся на протяжении всех лет обучения:

Правописание гласных в приставках обычно не вызывает особых затруднений, а если и встречаются ошибки на это правило, объясняются они только тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно выделять приставку. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого правила, необходимо убедиться, что учащиеся умеют вычленить приставку.

Потренироваться можно на таком материале:

Повар, занавес, раздобыть, перепродавать, проскакать, поглотит, подобрать, посреди, опровержение, подушка, запрокинуть, споткнуться, сопровождать, походка, насмешка, проповедовать, предназначение, снаряжение, позавчера.

Правописание приставок роз- (рос-) и раз- (рас-) определяется ударением. В русском языке есть несколько пар слов которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает учащимся помнить правило.

С этими словами учащиеся составляют предложения. Правильно выделять приставку помогает прием замены одной приставки другими, например: расстегнул, застегнул, отстегнул, пристегнул.

Трудным является правописание приставок, оканчивающихся на з -, и правописание приставки с-.

Учащиеся должны помнить, что в русском языке нет приставки з -, а есть приставка с -, которую легко заменить другими приставками: сделать – переделать, списать- написать. В словах здесь, здание, здоровье, зги З является частью корня.

Правописание приставок, оканчивающихся на З, в которых перед глухими согласными з переходит в с, оформляем в виде таблицы.

Эти правила закрепляются при выполнении следующих упражнений.

1. Заменить в словах приставку c- приставками, оканчивающимися на з, и наоборот. Составить словосочетания: сдавать - раздавать книги, издавать газеты, воздавать должное.

Раздуть, изжевать, раздать, разложить, взбивать, разгрести, воздержаться, избегать, изгибать, развернуть.

2. Образовать однокоренные слова от слов: здесь, здание, здоровье.

3. Заменить прилагательные с приставкой без- (бес-) существительными с- предлогом: бесцельный – без цели.

Безбородый, бёссодержательный, бесчисленный: беспочвенный, безжалостный, бессовестный, беззлобный.

4. От существительных с предлогом образовать прилагательные с приставкой. Составить с ними словосочетания: без радости – безрадостный; взгляд.

Без рассудка, без голоса, без характера, без леса, без предела, без дома, без корысти” без сознания.

5.На каждую из приставок на з подобрать по два слова так,

чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить – распилить, избить – испугать.

6. Подобрать слова с приставками раз из- и записать их в три столбика:

1) в приставке сохраняется з (разредить);

2) в приставке з переходит в с (растерзать);

3) в приставке с стоит перед корневым с (рассмеяться).

Иногда в приставке воз- (ВОС-) исчезает гласная о (восход – всходы, воспоминание – вспомнить) и учащиеся ошибочно считают, что в словах типа(взбивать, взбираться,взбегать.) В результате появляются такие ошибки, как (всбивать, всбираться,всбегать.)

Трудности возникают у учащихся и тогда, когда в приставках появляется беглый гласный О, например взбираться - взобраться, взрыв – взорвать, Ошибочное выделение в этих словах двух приставок приводит к нарушению правил орфографии: «взобраться». Поэтому для тренировок полезно привлекать слова, содержащие приставки с беглыми гласными. Вот примерные упражнения, которые можно рекомендовать.

1. Сопоставить сходные слова, разобрав их по составу.

Сгонять – согнать, поджидать – подождать, взойти – зайти, раздирать – разодрать, отмщение – отомстить, надрываться – надорваться, взошедший – зашедший.

2 Устно изменить слова так, чтобы после приставки появилось о: сдирать – содрать.

Размыкать, отрывать, разбор, отгонять, разрывать.

3. выделить приставки в словах.

Предоставить, отогнать, разомкнуться, соединиться, обозрение, произошло, собрать, изорвать, воткнуть, возомнить, разоспаться, необозримый.

Учащиеся часто смешивают приставки роз-(рос-) и раз-(рас-) со сходными по звучанию корнями рос-, раст-, а приставки воз-( вос-) . и низ-( нис-) С корнями воз-, низ-. Преодолеть эти ошибки можно только с помощью постоянного сопоставления слов и разбора их по составу. Целесообразно разбирать примеры типа: разрослись – россыпи, растительность – расстояние, произрастание – расставание, перевозчик, – nеревоз6ужденuе, низкий.- низвергнутый.

Полезно и такое упражнение: выписать в четыре столбика слова с корнями рос-, раст-, воз-, низ-.

Нисходить, разросшийся, распутать, низкосортный, нарастающий, низший, вырастить, возбудить, срастаться, расположить, рассмотреть, низкорослый, произрастание, подрастающий, низкопоклонник, низвергнуть,  низлагать,  ниспровергать,  снизить,  нисходить,  низринуться, растолковать,  привозить.

При завершении работы над темой и в старших классах при повторении для анализа нужно привлечь более трудные слова. Эти слова следует включить в упражнения, которые помогут расширить словарный запас учащихся.

1. Разобрать слова по составу.

Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предрасположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый,  унаследованный.

2. Заменить данные слова синонимами с приставками на з, с.

Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно.), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление.) .

3. Подобрать антонимы к данным словам.

Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

4. Подобрать однокоренные антонимы, заменяя приставки.

Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).

Приводим словосочетания и предложения, которые можно использовать для диктантов.

Бессмысленный расчет; сборы перед рассветом; бесследное исчезновение; бесполезные расспросы; возбудить расследование; бесстрашие восставших; неисследованный источник; сберечь здоровье; сборные здания; полусгнивший хворост; безмятежный, беззаботный сон; предрассветные звезды; неизгладимое впечатление.

1) Сжатые губы Илюши не шевелились. Сдвинутые брови не расходились (Т.).

2) Хорь не все рассказывал, он сам меня о многом расспрашивал (Т.).

3) Во сне даже сильный человек кажется беззащитным и беспомощным (М. Г.).

4) Пламя колебалось, дрожало, точно беззвучно рассказывало о чем-то (М. г.).

5) Низкие бесконечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.).

6) Он сбежал с пригорка, сдернул с себя поясной ремень, потом сбросил с плеч вещевой мешок и с треском оторвал от него лямки (Мус.).

Комментарии закрыты.