Предложения для тренировки по всей теме Спряжение глаголов

а)

1) Расходятся тучи, слабо светятся одинокие звезды.

2) Ты надеешься, что все забудется.

3) Он затеет поездку и раскается в этом.

4) Условимся пораньше встретиться и поедем за город.

б)

1) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…

2) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

3) Но туча виснет, дальний гром над звучной бездною грохочет, и вот пучина под челном кипит, подъемлется, клокочет.

4) А он упрям, отстать не хочет, еще надеется, хлопочет.

5.) А там уже рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени.

6) Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?

(Из произведений А. С. Пушкина . )

в)

Чего не поищешь, того не сыщешь. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. Как аукнется, так и откликнется. Как постелешься, так и выспишься. Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — узнаешь. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. Тише едешь, дальше будешь. Сеют — плачут, молотят— скачут. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Что посеешь, то и пожнешь. Ноги носят, а руки кормят. Напишешь пером, не вырубишь топором,

( Пословицы и поговорки . )

Творческий диктант.

В данном тексте заменить 1-е лицо множественного числа 2-м лицом единственного числа.

Бывают дни, когда мы не заставим себя сидеть дома. Выходим за калитку, поднимаемся на пригорок и осматриваемся вокруг. Любуемся необъятными просторами, прислушиваемся к песне жаворонка. Иногда углубляемся в лес и отдыхаем там. Или решаем отправиться на рыбную ловлю. Тогда мы собираем удочки, торопимся. Спустимся с горки, подойдем к речке, выберем себе, место получше, закинем поплавок, сидим и ждем, пока не клюнет. В такие часы мы ни о чем не думаем, не тревожимся. Иногда нам повезет, и мы вытащим крупную рыбу.

Часто учащиеся ошибаются в правописании глаголов, сходных по звучанию, но различных по смыслу. Для устранения подобных ошибок эти глаголы следует сопоставить, выяснить оттенки их значений, проспрягать, придумать с ними предложения, включить в текст для тренировки.

В классе можно вывесить таблицу, которой ученики будут пользоваться во время работы (таких таблиц можно сделать несколько и периодически их менять).

Все эти глаголы полезно включать в короткие предложения:

Ты будешь дома.— Ты будишь спящего и т. д.

Учащиеся должны знать, что глаголы ехать и лезть обозначают движения, совершаемые в одном направлении, а ездить и лазить—движения, повторяющиеся или совершаемые в разное время или разных направлениях. Эти глаголы нужно проспрягать, выделить у них окончания, особенно следует остановиться на глаголах ехать и ездить, от которых учащиеся образуют неправильные формы типа «ездию», «ездиит», «ездиют». В этих глаголах суффикс -и- в настоящем времени не сохраняется (ездить — ездят, как ходить — ходят).

Комментарии закрыты.