Прилогательное

Ни одна тема не дает таких возможностей для работы над развитием речи учащихся, как прилагательное. Даже повторение всего, что известно о прилагательном по начальной школе, можно организовать на материале, обогащающем словарный запас учащихся.

Учитель диктует или пишет на доске предложения с пропущенными прилагательными. Учащиеся вставляют слова, затем, работы сравниваются. Лучшие и наиболее точные определении записываются на доске.

1) … сад наполнился … щебетом … птиц. 2) … пчелы перелетали с одного … цветка на другой. 3) … тучи нависли над землей, блеснула … молния, раздался … удар грома. 4) .,. дождь шумит в … саду, хлещет по … дорожкам, сбивает с … деревьев … листья. 5) … ребята. в … одежде бежали по … лугу.

Подобную же работу можно провести на связном тексте. (В слабом классе можно дать прилагательные для справок.)

Наступила … зима. Я долго ждал этого … времени года. Сколько … развлечений готовит нам она На катке мелькают … фигуры конькобежцев. Вот … фигурист, смешно взмахнув руками, упал на лед, но тут же вскочил и снова начал выделывать фигуры. В … день мы едем на лыжах за город. Вот и лес хлопья снега лежат на ветках деревьев. Кругом … сугробы, и только … лыжня ведет нас в глубь леса. … морозец приятно бодрит. … мы возвращаемся домой. … время зима.

Слова для справок: снежная, любимое, веселые, быстрый, неловкий, замысловатые, выходной, густой, сосновый, пушистый, .большие, узкая, легкий, радостные, чудесный.

Можно продиктовать текст, предложив учащимся вставить эпитеты, а затем сравнить их с авторскими эпитетами.

Все дни мы бродили в этих (бесконечных и диких) лесах, по (заросшим) дорогам и без дорог, ночевали у (быстрых) рек и (светлых) вод, зажигали костры в полях под небом, где пахло (теплой, созревающей) рожью. Сгорали зори, (звонкими шумами проходили (серебряные) дожди, прорастали (сонные) травы (Пауст.).

Затем мы предлагаем такие упражнения, которые помогут учащимся увидеть тонкие смысловые, оттенки прилагательных, раскрывающиеся во взаимосвязи с другими словами.

1. Подобрать синонимы к прилагательному в каждом из словосочетаний.

Слабый ребенок (болезненный), слабая кислота (неконцентрированная) , слабый ветер (тихий), слабый характер (мягкий), слабое здоровье (плохое).

2. В каждом из словосочетаний заменить прилагательное антонимом.

Свежий хлеб (черствый), свежий воздух (спертый), свежая рыба (тухлая), свежие розы (увядшие).

3. От данных существительных образовать словосочетания с прилагательными: осень, холод — осенний холод, холодная осень.

Город, шум; дерево, листва; стекло, лампа; железо, кровля; дорога, пьщь; музыка, песня; молоко, корова.

4. Употребить данные слова в прямом и переносном значении: добрый — доброе утро, добрый человек, добрый молодец, доброе здоровье.

Красный, горячий, боевой, тяжелый.

5. Записать текст, заменив слово большой подходящими по смыслу словами.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

Слова для замены: огромный; мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинные.

6. Дать портретную характеристику человека.

Возраст (старый, молодой, юный, пожилой, средних ,лет); рост ~ (высокий, низкий, средний,- небольшой); цвет глаз (голубые, карие, зеленоватые, серые), выражение глаз (задумчивые, грустные, лукавые, веселые, сосредоточенные); нос (курносый, длинный, прямой, короткий, с горбинкой); губы (пухлые, тонкие, энергичные, сжатые); лоб (высокий, низкий, выпуклый); волосы (белокурые, темные, русые, вьющиеся, прямые, жесткие, мягкие, волнистые); фигура (плотная, коренастая, гибкая, тонкая, грузная, массивная); одежда (цвет, фасон, качество и т. д.).

7. Подобрать синонимы к прилагательным.

3астенчивый мальчик .(конфузливый, робкий, стеснительный, боязливый); дерзкое поведение (наглое, вызывающее); энергичный человек (активный, деятельный); обидный ответ (оскорбительный, резкий, грубый); будущий год (грядущий, предстоящий) ; редкий зверь (диковинный, необыкновенный) ; верный друг (надежный, преданный).

8. Подобрать антонимы к прилагательным.

Мутная вода (прозрачная); письменный ответ (устный); дикие животные (домашнее); временная работа (постоянная); легкая ноша (тяжелая); ранняя осень (поздняя); искусственные цветы (живые) ; будничный день (праздничный); полезные насекомые (вредные); тусклый свет (яркий).

9. Данные прилагательные употребить в прямом и переносным значении, подобрав к ним соответствующие существительные: ослепительный, ослепительный луч, ослепительная ,красота.

Теплая (погода, слова); большой (кусок, душа);. острый — (язык, нож); холодный (взгляд, погода); театральный (грим, жест); тонкий (вкус; бумага); каменное(здание, лицо); легкий (чемодан, походка); глубокий (ров, знания); мягкое (кресло, климат) ; сильный (зверь, характер).

10. Подобрать существительные к прилагательным.

Водная, водяная, водянистая; глинистый, глиняный; глазной, глазастый; попятный, понятливый; домовый, домашний, домовитый; дождевой, дождливый; дымный, дымчатый, дымовой; скрытный, скрытый; зубной, зубастый, зубатый; костный, костяной, костистый, костлявый; земляной, земной, земельный.

11. Объяснить различия в значении слов.

Старый — старинный; золотой — золотистый; лесной — лесистый; обидный — обидчивый; металлический — металлургический; нетерпимый — нестерпимый; деловой — деловитый; практичный — практический; горный — гористый; песчаный — песочный; сытый — сытный; трудовой — трудный; целый — цельный; строевой — строительный; хищный — хищнический.

12. Выяснить значение слов и составить с ними предложения.

Эффективный — эффектный — фиктивный; фамильный — фамильярный; социальный — социалистический; мемуарный — мемориальный; одинарный — ординарный; идеалистический — идеальный — идеологический; диалектный — диалектический.

Комментарии закрыты.