Прошедшее время глагола

Для прошедшего времени наиболее характерны ошибки в написании гласной перед суффиксом л. Учащиеся забывают, что прошедшее время образуется от основы неопределенной формы, что -ть заменяется суффиксом л, а гласная перед ним сохраняется.

Преодолеть подобные ошибки помогает сопоставление этих форм.

Тренировочные упражнения, в которых одна форма заменяется другой, должны закрепить этот навык.

1. От данных глаголов в неопределенной форме образовать формы прошедшего времени, а глаголы в форме прошедшего времени заменить неопределенной формой.

Возненавидеть, оттаять, выздоровел, выяснил, исполнился, засеять, опечалиться, поправился, увеличился, условиться, озаглавил, окончил, почуять, утешиться, понадеялся, выглядел, улучшить, поставить, обиделся, повысить, тревожиться, утратил, задержал, уничтожить, выкроить.

2. Продолжить таблицу, используя данные ниже глаголы.

Разрушу — разрушаю, доверяю—доверю, отвечу — отвечаю, возвышаю — возвышу, приготовлю — приготовляю, уверю — уверяю, улучшу — улучшаю, отправлю — отправляю, исправлю —исправляю, приготовлю — приготовляю, намечу — намечаю, оставляю— оставлю, расчищаю — расчищу, припомню — припоминаю, обижу — обижаю, разрушаю — разрушу, отвечаю — отвечу, встречаю — встречу, возвышаю — возвышу, умоляю — умолю.

Обижусь, выслушаю, понадеюсь, выдержу, откланяюсь, выполню, выгляжу, увижусь, позабочусь, готовлюсь, вычищу, забеспокоюсь, выброшу.

Выполняя это -задание, учащиеся не только повторяют виды глагола, образование прошедшего времени, неопределенную форму, возвратные глаголы, глаголы с приставкой вы-, перетягивающей на себя ударение, окончания глаголов I и II спряжения, но и наглядно сопоставляют все эти формы.

3. Образовать прошедшее время от безличных глаголов, составить предложения: нездоровится — Мне нездоровилось.

Становится, хочется, дремлется, брезжится, удается, смеркается, светает, не спится, вечереет, почудится, морозит.

Приводим предложения для тренировки.

1) Я видел небо… Ты не увидишь его так близко (М.Г.).

2) Он старался не слышать того, что слышал, и не видеть того, что видел (Г. Н.).

3) Собаки рвались, неистово лаяли, чуяли волков (Пришв.).

4) Запоздалый рыбак не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту (Кор.).

5) Знал, для чего и пахал он и сеял, да не по силам работу затеял (Н.).

Распространенной ошибкой является неправильное согласование глагола-сказуемого с подлежащим. Уже на этом этапе полезно дать учащимся предложения, у которых в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, немало, несколько, большинство, меньшинство, а сказуемые стоят в единственном числе среднего рода. Задания могут быть такими.

1. Из данных предложений выписать подлежащее и сказуемое.

1) Несколько писем после моего переезда пришло по старому адресу.

2) Немало испытаний ожидало его впереди.

3) Большинство ребят, приехавших в лагерь, умело плавать.

4) Масса людей побывала на выставке, и большинство посетителей пришло туда не впервые.

5) Много интересных историй мне запомнилось, а остальные улетучились из памяти.

6) Бесчисленное множество птиц прилетало на север и строило там свои гнезда.

7) Выпало большое количество осадков, что предвещало высокий урожай.

Согласовать подлежащее со сказуемым в следующих предложениях.

1) Несколько тысяч солдат (собраться) на правом берегу реки.

2) Большинство работниц к концу месяца (перевыполнить) план.

3) Часть спортсменов, несмотря на поздний час, (не уходить) со стадиона.

4) Многие птицы до наступления холодов (улетать) на юг.

В качестве заключительной работы по теме можно предложить текст, в котором глаголы в форме прошедшего времени нужно заменить настоящим.

Дни стали короче, но всякий раз после обеда Владимир отправлялся в лес. Темнело, и он не видел ничего вокруг. Снег и дождь хлестали в лицо, но он шел вперед. В ясные вечера он видел вереницы птиц. Они летели на юг. Тогда Владимир останавливался и смотрел, как они махали крыльями, слышал, как они кричали. Эти прогулки закаляли его, и он чувствовал, как уходила усталость, уступая место бодрости, как поднималась в душе радость, хотелось петь. В нем зарождалась любовь к природе, он учился ценить ее красоту, наслаждался ею. Теперь он понимал, почему общение с природой воспитывало человека, пробуждало в его душе все лучшие чувства.

Комментарии закрыты.