Проверяемые согласные в корне слова

Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.

Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.

1) Изменить число существительного: ногти — ноготь, локти — локоть.

2) Изменить падеж существительного: луг — на лугу, лук в луке.

3) Заменить существительные глаголом: молотьба — молотить, без оглядки — оглядываться.

4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий — гладенький.

5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий — вязок, чуткий — чуток.

Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте — умножайте, выдержка — выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка — бедняга, дужка-дуга.

Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.

Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка — еда, позже — опоздать — поздний, приезжать — приезд.

Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка — кормушек, старушка — старушек, воришка — воришек, ватрушка — ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш — С Х: стрижка — стригу, слежка — следы, краюшка — кpaюxa, подушка-ухо.

Приводим материал для словарных диктантов.

Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.

Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.

1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.

Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).

2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.

Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).

Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.

Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.

Комментарии закрыты.