Склонение причастий

Тему «Склонение причастий» обычно начинают с повторения склонения прилагательных. Учащиеся легко усваивают, что причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют — те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами ( какой ? какое? какая? какие ? ) тем не менее ошибки в правописании окончаний причастий довольно часты.

Поэтому полезно провести несколько тренировочных работ.

1. Поставить данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.

Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.

2. В данных сочетаниях слов существительные среднего и мужского рода заменить существительными, женского рода и поставить в именительном, винительном и предложном падежах единственного числа.

Серебристый сверкающий снег, поросший камышом и залитый водой берег, бескрайнее волнующееся море.

3. Составить предложения, употребив данные словосочетания в дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

Оттаявшая земля, затихающая песня, возвращающиеся рыбаки, строящаяся дорога, освободившееся место, поднявшийся ураган, повторяющиеся слова, встретившиеся путники.

Обращаем внимание учащихся на то, что окончания причастий всегда безударные, в то время как у прилагательных окончания могут быть, ударными и безударными.

Окончания причастий мужского рода, единственного числа, так же как и безударные окончания прилагательных в именительном и винительном падежах не совпадают с окончаниями вопросительного слова какой ?

Учащиеся часто не умеют правильно находить то существительное, с которым причастие согласовано (т. е. определяемое слово), смешивают его со словами, которые подчиняются причастию, зависят от него. Необходимо научить школьников различать эти слова, правильно находить каждое из них. Для этого при разборе ставим вопрос от определяемого слова к причастию, например: Наташа взяла книгу, ( какую ? ) лежавшую на столе.

Окончание вопроса совпадает с окончанием причастия. Затем находим слова, которые сами подчиняются причастию, т. е. зависимые: лежавшую (где?) на столе.

Для тренировки в разборе можно использовать такие предложения.

1) На нем (бурмистре) был синий армяк, подпоясанный красным кушаком (Т.).

2) Прибрежный камыш слабо зашумит, едва поколебленный, набежавшей волной (Т.).

3) Ее пугала тень от большого ракитового куста, падавшая на дорогу, тускло озаренную месяцем (Т.).

4) Картина, изображавшая каких-то разряженных охотников в париках, тоже говорила о чем-то бесконечно далеком (Г.-М.).

5) Керосиновая лампа, пристроенная на боковой стене, тускло освещала ободранное купе второго класса, висящее на крючках оружие, книги, разбросанные повсюду, военные карты (А. Н. Т.).

Причастия имеют возвратную форму (строиться — строящийся—строившийся). Но возвратными могут быть только действительные причастия, так как возвратность глагола указывает на его непереходность, а от непереходных глаголов образуются только действительные причастия.

Учащихся затрудняет правописание возвратных причастий; не чувствуя их возвратности, они пропускают суффикс -ся или, наоборот, пишут его в невозвратных причастиях, например:

«Вскоре мы увидели приближающую тучу», «Заржавевшиеся трубы» заменили новыми». Для определения возвратности причастия учащиеся должны найти глагол, от которого это причастие образовалось: причастие приближающаяся образовано от возвратного глагола приближаться, заржавевшие — от невозвратного глагола заржаветь.

Следует заметить, что у причастий не бывает возвратного суффикса -сь, а только -ся, в отличие от глаголов, у которых после гласной стоит -сь (учись), а после согласной -ся (учится).

Если в классе часты ошибки подобного рода, полезно выполнить несколько специальных упражнений.

1. Определить, от какого глагола образовано причастие.

Заблудившиеся в лесу ребята; знамя, развевающееся на ветру; поезд, приближающийся к станции; помутневшее стекло.

2. От глаголов образовать причастия: метель разбушевалась — разбушевавшаяся метель.

Снежинки кружатся в воздухе. Облака плывут по небу. Теплоход приближается. Волосы растрепались. Кислород содержится в воздухе. Флаг развевается на ветру.

3. Согласовать причастия и прилагательные с существительными.

а)

1) (Умирающий) звезды виднелись кое-где на (побледневший) (зеленоватый) небе.

2) Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песке.

3) В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени.

4) Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду.

5) Я узнал о (случившийся) в нашем городе (необычайный) происшествии.

б)

1) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке (славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку.

2) Голос его звонко разносился в (неподвижный) чутко (дремлющий) воздухе.

3) Лошади при чуть (брызжущий), слабо (льющийся) свете звезд тоже лежали, понурив головы.

4) Уже полились кругом меня по (широкий мокрый) лугу, и спереди по (зеленевший) холмам, от лесу до лесу, и сзади по (длинный пыльный) дороге, по (сверкающий) (обагренный) кустам, и по реке, стыдливо (синевший) из-под (редеющий) тумана — полились сперва (алый), потом (красный, золотой) потоки (молодой/горячий) солнца.

(Из произведений И. С. Тургенева . )

Комментарии закрыты.