Склонение составных числительных

Для закрепления предлагаем выполнить следующие задания.

1. Образовать и записать словами от данных количественных числительных порядковые и наоборот: три — третий, пятый — пять.

8, 9, 10, 11-й, 15-й, 16-й, 20-й, 21, 30, 40-й, 70-й, 90, 100, 300-й,105, 900, 200-й.

2. Просклонять числительные.

900, 900-й, 145, 145-й, 279, 279-й, 563, 563-й.

3. Ответить на вопросы.

1) В каком году родился Лермонтов? Гоголь? Пушкин? Тургенев? Горький? Маяковский?

2) Когда в первый раз праздновали День Победы?

3) В каком году были последние Олимпийские игры?

4. Написать цифры словами в следующих предложениях.

1) Испанский художник Гойя за свою жизнь создал 700 картин, 500 рисунков, 250 офортов и 15 литографий.

2) П. М. Третьяков в 1892 году передал в дар Москве 1927 произведений искусства. В 1948 году в Третьяковке хранилось 4060 произведений. С тех пор собрание галереи увеличилось в 10 раз и сейчас составляет более 45000 экспонатов.

Нужно специально отметить, что числительные, входящие в состав сложного слова, стоят обычно в родительном падеже: двухэтажный, трехдневный, пятилетний. Числительные 90, 100 в сложных словах сохраняют форму именительного падежа: девяностолетний, столетний, а числительное 40 входит в состав сложного слова в родительном падеже: сорокаградусный, сорокалетний, сорокаметровый (исключение: сороконожка).

Это правило закрепляем следующим упражнением. От количественных числительных образовать порядковые числительные и сложные прилагательные: 6 часов — шестой час, шестичасовой рабочий день.

12 этажей, 200 километров, 42 года, 12 дней, 5 часов, 23 тонны, 180 миллионов, 10 минут, 156 метров, 40 градусов, 8 месяцев, 45 минут, 1 том, 100 тысяч, 47 миллиметров, 86 копеек, 2 недели, 3 акта.

Учащиеся часто смешивают числительные с существительными, в состав которых входят числительные. Нужно показать им, что правильное определение грамматических признаков слова помогает разграничить эти части речи. Так, количественные числительные в отличие от существительных не имеют рода, не изменяются по числам, не согласуются с прилагательными (пять, десять). Смешивают учащиеся числительное и с другими частями речи (прилагательными, глаголами и особенно наречиями).

Шестой, четвертый, шестидневка, семь, четверть, сотня, четыре, единица, один, второй, две, пятак, десятка, сто, тройник, восьмой, семеро, триста, пятеро, двести, единство, двойка, пять, восемь, пятерка, одиночество, семиклассник, девять, четыреста, двоечник, девятый, тройчатка, пятеро, восемьдесят, семилетка, пятый, пятьсот, четырнадцатый.

2. Образовать от данных числительных существительное, прилагательное, глагол и наречие: два — двойня, двойной, двоиться, вдвоем.

Три, четыре, пять, шесть, семь.

3. Определить части речи.

Десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, тройной, единственный, первый, два, трое, двое, тройка, сотый, вдесятеро, втроем, десятый, вдвоем, второй, две, двумя, три, пятеро, впятером, пятый.

4. Подобрать однокоренные слова к цифрам от 1 до 10 из всех частей речи, подчеркнуть корень, сгруппировать по частям речи (кто больше?). Задание можно начать в классе и закончить дома.

Образец : один, единица, единый, уединиться, в одиночку, объединение, одиночка, одиночество, единство, одинаковый, соединять, однажды, воедино, однако, единожды, единственный, одинарный, единение, единичный.

5. Вспомнить и записать названия книг, пьес, фильмов, включающих числительное, например: «Двенадцать стульев», «Девять дней одного года».

6. Написать (кто больше?) любые запомнившиеся даты различных событий, составить с ними предложения, употребив их в разных падежах.

7. Вспомнить и записать загадки, пословицы, поговорки, включающие числительные, определить разряд числительных по значению и составу.

8. Подобрать (кто больше?) фразеологические обороты, включающие числительные. Составить с ними предложения. Найти к этим оборотам синонимы, например: Их нельзя ставить на одну доску (сравнивать). Он понравился с первого взгляда (сразу).

Для справок : Один — одного поля ягода; в один голос; одно к одному; в один миг; одним словом; в одну минуту; в одно мгновение.

Два — как дважды два четыре; в два счета; раз, два и обчелся; в двух словах; ни два ни полтора; бабушка надвое сказала.

Три— в трех соснах заблудился; в три шеи; в три ручья; с три короба; в три погибели.

Четыре — жить в четырех стенах; на все четыре стороны.

Пять пятая спица в колеснице; пятое колесо в телеге; как свои пять пальцев; с пятого на десятое.

Семь — за семью замками; на седьмом небе; до седьмого пота; семи пядей во лбу; семь пятниц на неделе.

Десять — десятая вода на киселе; десять очков вперед; дело десятое.

Комментарии закрыты.