Спряжение глаголов

Наиболее трудной темой при изучении глагола является правописание личных окончаний I и II спряжения. Особое внимание нужно обратить на первый этап работы — умение определять, ударными или безударными являются личные окончания глагола. Часто этот этап учителя недооценивают, а между тем если на нем не остановиться, то спряжение любого глагола учащиеся будут узнавать по неопределенной форме, что приведет к большому количеству ошибок. Так, лететь они считают глаголом I спряжения на том основании, что он оканчивается на -еть.

Узнавать глагол с ударными окончаниями мешает приставка вы-, перетягивающая на себя ударение: ты спишь — ты выспишься; вы спите — вы выспитесь.

Ударные окончания односложных глаголов типа жить, бить, пить после присоединения к ним приставки вы- тоже становятся безударными, а так как эти глаголы оканчиваются на -ить (выжить, выбить, выпить), учащиеся ошибочно относят их ко I I спряжению.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Надо научить ребят для определения спряжения глаголов со всегда ударной приставкой вы- отбрасывать ее и, лишь убедившись, что без этой приставки окончание все же остается безударным, определять спряжение по неопределенной форме.

Тогда в предложениях типа Хорошо выспишься — лучше выглядишь ребята увидят глаголы с ударными окончаниями (спишь, глядишь). В некоторых глаголах нельзя отбросить приставку (вышибить, выключить), так как такие глаголы без приставок не существуют. Здесь приставку вы- следует заменить другой приставкой, не перетягивающей на себя ударение (сшибить, ушибиться, расшибиться; заключить, отключить, подключить); такая замена поможет увидеть, что и в этих глаголах окончания ударные.

Полезно дать учащимся тренировочные упражнения на закрепление навыков правописания глаголов этого типа.

1. Проспрягать (с приставками и без приставок) глаголы выспаться, вылететь, выпечь.

2. Глаголы с приставкой вы- заменить глаголами без приставок (а к бесприставочным добавить приставку), поставить их во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа, обозначить ударения.

Выгрести, вырвать, выпить, вынести, выбежать, выстроить, выползти, высадить; тереть, брать, грызть, нырнуть, звать, сидеть, стоять, резать.

3. Определить спряжение глаголов в данных ниже предложениях.

1) Ты скоро выздоровеешь, если высидишь дома.

2) Этот ситец скоро выгорит и будет плохо выглядеть.

3) Жарко. Травы в степи выглядят уныло, они долго не выстоят.

После работы над глаголами с ударными окончаниями можно перейти к закреплению правописания безударных окончаний.

Как уже отмечалось , учащиеся должны владеть навыком быстрого нахождения неопределенной формы.

Предлагаем тренировочную работу: подобрать неопределенную форму к данным глаголам и установить их вид.

Тону, уважаю, стреляю, сожалею, прослушаю, скажу, протестую, призываю, потеряю, охраняю, имею, ленюсь, лезу, колышется, расклеит, тревожится, ночует, шепчется, лепечет, стрекочет, оглохнет, задержишься, побреешься, клокочет, затеет.

Труднее учащимся дается нахождение неопределенной формы глаголов, имеющих видовую пару. Они часто подбирают неопределенную форму другого вида. Нужно еще раз обратить их внимание на то, что все формы данного глагола могут быть только одного вида. Ученики, не усвоившие этого положения, ошибаются в правописании глаголов. Поэтому необходима систематическая тренировка на каждом уроке.

Если учащиеся овладели навыком образования неопределенной формы, можно перейти к закреплению правописания безударных окончаний глагола. Очень полезно составить специальную таблицу спряжения глаголов, которая заполняется по мере изучения.

Наиболее трудными для правописания являются 11 глаголов-исключений и все глаголы на -ять.

Некоторые глаголы-исключения II спряжения учащиеся смешивают с глаголами I спряжения того же корня. Сопоставление устранит возможные ошибки: обидеть — обижать, слышать — слушать, гнать — гонять, видеть — виднеться — видать.

Глагол видать употребляется главным образом в неопределенной форме и в прошедшем времени в разговорной речи. Литературные формы образуются от глагола видеть.

Все эти глаголы-исключения и глаголы на -ять надо проспрягать, образовать, где возможно, производные с -ся и различными приставками, так как в глаголах типа засмотреться, высмотреть, присмотреться, подсмотреть учащиеся не узнают глаголов-исключений.

Полезно составлять предложения со всеми этими глаголами. Только после упорной работы учащиеся перестают делать ошибки в правописании их окончаний.

Необходимо научить ребят при определении спряжения, выборе окончания рассуждать последовательно и логично. За этим нужно следить систематически, начиная с первых уроков. Например, при разборе глаголов в предложении Ты слышишь, как щебечут птицы возможен такой ход рассуждения: Это глаголы С безударными окончаниями, неопределенная форма глагола слышишь—слышать; этот глагол входит в 11 глаголов-исключений, значит, он относится ко II спряжению и имеет окончание -ишь (слышишь), в 3-м лице множественного числа он оканчивается на -ат (слышат). Неопределенная форма глагола щебечут — щебетать; этот глагол на -ить не оканчивается, в 11 глаголов-исключений не входит, следовательно, он относится к I спряжению и имеет окончание -ут (щебечут), в единственном числе— -ет (щебечет)».

Первые тренировочные работы не включают глаголов, имеющих видовые пары.

1. Записать под диктовку сочетания слов, заменить глаголы в личной форме глаголами в неопределенной форме, указать вид, спряжение: обед варится — варить, н. в., II спр.

Зависим от вас, поищем книгу, напрасно тревожатся, поставим палатку, затеем игру, терпят неудачу, ветви не шевелятся, борются за победу, дрова пилят, вертят колеса, родители беспокоятся, ветер стонет, туман стелется, белье сушится, рожь сеют, тележку катят, грядку прополет.

2. Найти неопределенную форму данных глаголов, указать спряжение.

Колышется, расклеит, выдержит, ночует, высидишь, шепчется, лепечет, стрекочет, трепещешь, выгорит, хлопочешь, лелеет, присмотришься, развеет, оглохнет, задержишься, побреешься, клокочет, затеет, выздоровеет, зашелестит, засеешь, увидится.

Гонит, дышат, катят, сеют, бреет, вертят, прополют, рокочет, выкипит.

3. Поставить глаголы и существительные в единственном числе.

Знамена реют, птички щебечут, волны плещут, собаки лают, волки воют, ветки не шевелятся, повеют ветры, заколышутся флаги, осыплются листья, проводятся дороги, дети выспятся.

4. Поставить глаголы и существительные во множественном числе.

Отряд отправится, слышится гром, город строится, хозяйка хлопочет, окно светится, движется колонна, снег растает, старик дремлет, мать тревожится.

5. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица множественного числа. Придумать с ними предложения.

Надеяться, клеить, бороться, посмотреть, обидеться.

6. Записать под диктовку словосочетания. Указать неопределенную форму глагола, вид и спряжение: плохо слышит — слышать, н. в., II спр.

Держатся за руки, увидишь море, борются за правду, выходят из дома, разносят телеграммы.

Предложения для различного вида диктантов.

I .

1) Утки чуют опасность и прячутся в камышах.

2) В тайге строятся новые города, прокладываются дороги.

3) Скоро заколышутся хлеба, застрекочут жатки, покатят машины с зерном.

4) Повеют осенние ветры, осыплются поблекшие листья.

5) Слышишь, как трепещут листья на осине.

6) Едва выглянет солнце — защебечут птицы.

7) Где-то рядом валят лес и отвозят бревна.

I I .

1) Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова.

2) Где трудно дышится, где горе слышится — будь первый там.

3) Ликует день, щебечут птицы, красою блещут небеса.

4) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

5) Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят-колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут.

6) Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей.

7) Сосны вершинами машут приветно, кажется, шепчут, струясь незаметно, волны под сводом зеленых ветвей.

8) Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька! Бедная! Как она вырваться хочет! Брызжется пеной, бурлит и клокочет.

(Из произведений Н. А. Некрасова . )

В последующих заданиях можно использовать и глаголы, имеющие видовые пары.

1. К данным глаголам подобрать видовую пару, определить вид, спряжение каждого из глаголов: поручу—св., II спр., поручать — н. в., I спр.

Заставлять, отделиться, прекращать, расшириться, сражаться, разобраться, повысить, обращаться, исполняется, определит, смущает, улучшит, обновляет.

2. Подобрать к глаголам неопределенную форму, указать вид.

1) Ребята отправляются в лес, и ты отправишься с ними.

2) Получаешь журнал — получишь и приложение.

3) Выйдете из леса — выходите прямо на шоссе.

4) Он всегда привозит книги — привезет и сегодня.

5) Мальчик утешает сестренку, но никак не утешит.

6) Он никого не обижает, не обидит и тебя.

7) Машины очищают от снега железнодорожные пути, когда они их очистят, двинутся поезда.

8) Когда выводишь формулу, будь внимателен, иначе выведешь ее неверно.

3. От данных глаголов образрвать неопределенную форму, указать вид, спряжение.

Уточню — уточняю, заполню — заполняю, нарушу — нарушаю, отличу — отличаю, примусь — принимаюсь, сменю — сменяю, ударю — ударяю, отойду — отхожу, уеду — уезжаю, толкаю— толкну, везу — вожу, лягу — ложусь, столкнусь — сталкиваюсь, сошлюсь — ссылаюсь, отложу — откладываю, ношу — несу.

4. Придумать предложения с данными глаголами, поставив их в форме 3-го лица единственного числа.

Поправиться, поправляться; позволить, позволять; прийти, приходить; расстаться, расставаться.

5. Поставить глаголы в форме 3-го лица множественного числа, подобрать видовую пару и составить словосочетания: продолжать — продолжают работу; продолжить — продолжат разговор.

Отпустить, уступить, кончить, ударять, объявить, отправляться, отклониться, проводить, отстать, выступить, начинать, совершить, исчезнуть, разрушить, намечать, догонять, исправлять, доверять.

Даже после того, как глагольные окончания класс в основном усвоил, могут встретиться ошибки, вызванные смешением неопределенной формы с личными. Полезно дать предложения, в которых эти формы, сопоставляются.

1) Он раскается, не может не раскаяться.

2) Браконьеры охотятся там, где охотиться запрещено.

3) Смеешься, а смеяться: не над чем.

4) Видишь то, что хочешь видеть.

5) Ты не зря надеешься, на него можно надеяться.

6) Когда услышишь или увидишь кое-что новое и любопытное, то захочешь услышать и увидеть продолжение.

Комментарии закрыты.