Суффиксы прилагательных

В работе над суффиксами прилагательных выделим самую трудную для правописания группу: суффиксы с одним и двумя н. Выполняя тренировочные ,упражнения по учебнику и анализируя при меры, учащиеся составляют таблицу, в которой четко разграничено написание одного и двух н в прилагательных.

При составлении таблицы учитель кратко характеризует каждый суффикс.

Посредством суффикса -ан- (-ян-) от существительных образуются относительные прилагательные, чаще всего обозначающие, из какого материала сделан предмет (кожаный, серебряный).

При помощи суффикса -ИН-, на который всегда падает ударение, образуются прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц. Эти прилагательные указывают на принадлежность или свойство предмета, могут – отвечать на вопрос чей? -(гусиный, змеиный). Другое значение имеет только прилагательное гостиный.

В прилагательных с суффиксом -н- (зубной, цепной) учащиеся обычно не делают ошибок. 3атрудняет их правописание

прилагательных, образованных от существительных. с основой на н (стена-стен-н-ой,туман -+туман-н-ый). Причина ошибок – неумение правильно найти существительное, от корого данное прилагательное образовано. Например, прилагательные овчинный, старинный учащиеся пишут с одним н, ошибочно считая, что эти прилагательные образованы посредством суф: фикса -ин- от слов овца,- старый. А прилагательное -осиное (гнездо) они производятся от осина (а не от оса). Часто смешивают учащиеся прилагательные типа мышиный и машинный. В прилагательных туманный, истинный, равнинный, падлиный корневые ан, ин они принимают за суффиксы -ан- и -ин-.

Итак, причина неправильного написания суффиксов прилагательных – неумение разбирать слова по составу. Поэтому большое место в тренировочных работах должен занимать словообразовательный и, морфемный анализ.

При повторении суффикса -Н- следует остановиться и на прилагательных типа олениЙ, бараний, которые образованы от: основ существительных, обозначающих животных; посредством суффикса -ий. -.ья, -ье и, следовательно, пишутся с одним н.

Далее мы предлагаем запомнить несколько прилагательных которые образуются без суффикса (юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный). Так как основа этих существительные оканчивается на н, учащиеся, прибавляя суффикс н, ошибочно пишут в этих словах два н. Полезно проанализировать и такой словообразовальный ряд: зеленый – зелень – зеленной.

С помощью суффикса -онн-, на который вceгдa падает ударение, образуются прилагательные от существителЬных (чаще всего иноязычного происхождения): агитация-+агитаци-онн-ый, ревuзия-+ревизu-онн-ый, изоляцuя-+изоляци-онн-ый.

прилагатаельные с суффиксом -енн- наиболее распространены, поэтому на этих прилагательных следует остановиться подробнее. Суффикс -енн- безударный, и его нередко смешивают с безударным суффиксом -aн- (-ян-); поэтому, прежде чем сделать выбор, следует выяснить, не обозначает ли данное

прилагательное материал, из которого сделан предмет. Если да, то следует -писать -ан-,- -ян-; ТОЛЬКО прилагательное соломенная (крыша), обозначающее материал, имеет суффикс -енн-. Полезно обратить внимание – учащихся на то, что прилагательные с суффиксом -eнн- чаще всего образуются от существительных основа которых оканчивается на несколько согласных (производство- производств-енн-ый, – болезнь – болез-енн-ый, листва – лuств-енн-ый, форма – форм-енн-ый).

При закреплении правописания этих суффиксов можно провести различные тренировочные работы.

1. Следующие прилагательные разобрать по составу; с некоторыми из них составить словосочетания.

Огненный, песчаный, несомненный, искусный, искусственный, ремесленный, пенсионный, ураганный, краснознаменный, плоскодонный, дивизионный, поименный, безымянный, бессмысленный, легкомысленный, постепенный, сочувственный, инфекционный, гостиный, обыкновенный, естественный, кожаный, кожевенный, дружественный, овсяный, муравьиный, машинный, мышиный, иностранный, единовременный, ветреный (день), безветренная . (погода), ветряная (мельница), юный, юннатский, потомственный, бульонный, полуденный.

2. Объяснить правописание суффиксов прилагательных.

1) Это было большое каменное здание старинной постройки.

2) У меня хранятся серебряные часы на кожаном ремешке.

3) Гусиные и утиные выводки весело резвились на пруду.

4) Осенний лиственный лес привлекает нас своей особенной грустной красотой.

3. Из данного текста. выписать прилагательные. Сгруппировать их по суффиксам, разобрать по составу и определить, от каких существительных они образованы.

В ясный весенний день раним утром мы собрались на охоту. Я надел кожаную куртку, длинные охотничьи сапоги и с гордостью поглядывал на приятеля, который был в обыкновенном костюме, старинном шерстяном свитере, полотняной рубашке и резиновых сапогах. Мы вышли из дому и пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединял деревню с большим лиственным лесом. Небо было чистое, и только редкие облака проглядывали над нашими головами.

4. Образовать от данных существительных прилагательные составить сними словосочетания: песок – песчаное дно. Равнина, рожь, лед, традиция, суши, дивизия, существо, почва, истина, неприязнь, напутствие, турбина, порция, оперция.

5. Заменить данное словосочетание словосочетанием «прилагательное + существительное»: кисель из овса – овсяный кисель.

Стая журавлей, шея лебедя, уши осла, гнездо воробья, упряжь лошади, банка из жести, кувшин из глины, браслет из серебра, ограда из чугуна, бой барабана, песни революции, почта редакции, бюро экскурсий, буфет на станции, отдых после обеда, пропуск на время.

6. Данные словосочетания заменить словосочетаниями «существительное + существительное»: овчинный тулуп – тулуп из овчины.

Башенные часы, тыквенная каша, беспричинная ссора, пчелиный рой, баклажанная икра, осиное гнездо, бессонные ночи, диванные подушки, ржаной колос, семенной фонд, бритвенный прибор, обеденный перерыв, оловянные пуговицы.

Комментарии закрыты.