Виды глагола

Виды глагола — одна из трудных по своей семантике и формам выражения категория. Изучение видов глагола необходимо связать с повторением времен глагола, так как различать виды невозможно без умения легко и безошибочно определять и образовывать формы времени.

Приступая к изучению видов в IV классе, учащиеся должны вспомнить все, что они знают о временах глаголов. Обычно ребятам трудно отличать настоящее время от будущего простого. Они смешивают формы типа находимся и отправимся.

Устная тренировка в различении подобных форм помогает выработать этот навык.

1. Назвать сначала глаголы в форме настоящего времени, а затем в форме будущего простого.

а) Обороняемся, защищаемся, согреваемся, подготовимся, смеемся, удержимся, ссоримся, помещаемся, приблизимся, радуемся, поздороваемся, скрываемся, затеряемся, вернемся, лишимся, бросаемся, возвращаемся, оправдаемся, подчиняемся, избавимся, обрадуемся, восхищаемся, попрощаемся, помиримся, надеемся, беремся, увидимся.

б) Довезу, голосую, догадываюсь, заинтересуюсь, обсудит, убедится, истратит, понравится, примет, потеряет, спросит, решусь, прислушиваюсь, сниму, уроню, потребую, выясню, предчувствую, обнаружу, задержусь.

2. Определить там, где это возможно, времена глаголов.

Брошусь, надеялся, поощряет, вернется, нянчился, надеюсь, брести, сжечь, приближусь, подстерегу, смеешься, трудятся, соберемся, найтись, отправился, находится, выстроиться, превозмочь, ссорился, нахожусь, захотел, увлекусь, приберечь, захочется, бросимся, плестись, надеемся, помог, увижусь, бороться, увеличился.

Только после повторения времен можно перейти к изучению видов глагола.

Постановка вопросов: что делать ? и что сделать ? — наиболее доступный прием распознавания видов, и учащиеся овладевают им легко, но пользуются не всегда безошибочно.

Поэтому им следует показать еще один прием определения видов — по форме времени. Если действие происходит в момент речи, значит, оно не закончилось, не совершилось. Следовательно, настоящее время могут иметь только глаголы несовершенного вида.

Далее ребята узнают, что от глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( что сделаю?— выучу, построю),

а от глаголов несовершенного вида — будущее сложное ( что буду делать ? — буду учить, буду строить).

Глаголы в неопределенной форме и в прошедшем времени могут быть и совершенного и несовершенного вида. Для наглядности можно составить таблицу образования форм времени от глаголов совершенного и несовершенного вида, показать, что глаголы разных видов имеют разные формы времени.

Комментарии закрыты.